• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Участницы НУГ защитили магистерские диссертации

4 июня прошла защита магистерских диссертаций студентов образовательной программы "Культурная и интеллектуальная история". Участницы НУГ Елизавета Лысенко и Антонина Овруцкая с отметкой "отлично" защитили свои работы и получили степень магистра культурологии.

Работа Елизаветы Лысенко посвящена представлениям о советском и раннем постсоветском прошлом в творчестве музыкантов, входящих в российскую независимую музыкальную сцену, главным институтом которой становится фестиваль "Боль". Обращение с прошлым в творчестве музыкантов рассматривается через призму ностальгии, ретромании и ремикса, используются подходы к анализу современной популярной культуры, предложенные Ф. Джеймисоном и Г. Дженкинсом. В магистерской диссертации сделан вывод о том, что музыканты сцены инструментализуют прошлое, не обращаясь к национальным или идеологическим конструктам в нем. Советское прошлое репрезентируется как мрачное и печальное, его образы возникают из бытового окружения, знакомого с детства. Раннее постсоветское прошлое репрезентируется через персонажей и объекты популярной культуры и связывается преимущественно с криминальной романтикой. Парадоксальным образом обращение к прошлому становится той чертой нового поколения музыкантов, которая отличает их от предыдущих сцен: самоироничное признание в собственной вторичности по отношению к "оригинальным" жанрам прошлого позволяет участникам сцены найти новый искренний способ говорить о себе и о проблемах настоящего времени. 

Магистерская диссертация Антонины посвящена польским и российским графическим романам, в которых репрезентированы сюжеты из истории XX века. В работе широко рассмотрена теория по изучению графических романов, проанализированы рынки в России и в Польше, приведены таблицы с произведениями, дан сравнительный анализ, а также обозначены возможные векторы продолжения исследования. Был сделан вывод, что рынок исторических графических романов в Польше не только более развит, но также и в намного большей степени поддерживаем со стороны институтов памяти и истории. Также в обоих кейсах наблюдалась проблема жанрового определения графического романа, которая во многом сформирована различными и конфликтующими между собой издательскими практиками. Российские работы по истории прошлого века крайне немногочисленны, однако востребовано образовательное направление - учебники, лекции и пособия. 

Поздравляем коллег!