В сфере исследовательского внимания группы — во-первых, концептуализация понятия «неофициальное культурное наследие» в контексте современных социальных и гуманитарных наук, прежде всего, heritage studies, public history, memory studies и исследований популярной культуры; во-вторых, изучение границ официальности и неофициальности культурного наследия на европейских примерах (от фанатских музыкальных мест в Великобритании, которые стали городскими достопримечательностями и поддерживаются муниципальными властями, до португальских студенческих практик, направленных на поддержание университетской культуры); в-третьих, рассмотрение того, насколько применимо понятие неофициального культурного наследия в российском контексте, какие существуют сложности и конфликты с определением культурного наследия, какие агенты включены в этот процесс и, наконец, какие примеры неофициального культурного наследия существуют в России.
Темы проекта:
- Популярная культура как культурное наследие (музыка, стрит-арт, кино);
- Музыкальное наследие в городском пространстве;
- Неформальные практики работы с культурным наследием (литературно-театральным, музыкальным, кинематографическим);
- Университетская история и университетские музеи (формальные и неформальные);
- Репрезентации культурного прошлого в онлайн-играх;
- Конфликтные зоны неофициального культурного наследия.
В рамках цикла встреч «Искусства памяти» музея современного искусства «Гараж» 9 декабря состоялась дискуссия «Звуки прошлого: как музыка формирует коллективную память». Участники дискуссии рассказали о том, какую роль играет музыка в коллективной памяти о прошлом и как осмысляют социальную и культурную историю композиторы, поп-музыканты, саунд-артисты и другие участники современного культурного процесса: в каких формах, с каких позиций — и с какими результатами.
Мария Сенина заняла второе место среди магистров и выпускников по направлению «Медиакоммуникации» с работой на тему «Видеоигры как форма культурного наследия (на примере серии игр Pathologic)».
6 декабря в 21:00 в Музее советских игровых автоматов состоялся круглый стол «(Не)официальное культурное наследие в современной России». Он подвел итоги двухлетней работы одноменной научно-учебной группы (руководитель – Александра Колесник).
Старший научный сотрудник ИГИТИ, руководитель НУГ Александра Колесник выступила на 53-й ежегодной конференции Ассоциации восточноевропейских, евразийских и славянских исследований (ASEEES), проходившей в Новом Орлеане (США) очно 18–20 ноября и онлайн 1–3 декабря 2021 г.
5 ноября на семинаре выступили с докладами участники НУГ Елизавета Худайбердиева, Мария Сенина и Лев Левицкий.
5 октября участники НУГ и студенты факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ посетили Палаты бояр Романовых, которые находятся на территории Зарядья. Музей появился в 1856 году и стал первым мемориальным музеем в Российской империи. В настоящее время музей входит в комплекс Государственного исторического музея.
26 октября прошел ридинг-семинар НУГ с обсуждением нового исследования одного из теоретиков critical heritage studies Лорыджейн Смит «Emotional heritage: visitor engagement at museums and heritage sites» (L.: Routledge, 2021).
Старший научный сотрудник ИГИТИ Александра Колесник выступила на II Международной конференции «Экономика впечатлений: музейный, событийный, туристический менеджмент», организованной 20–22 октября 2021 г. пермским кампусом НИУ ВШЭ.
3 октября участники НУГ посетили парк Царицыно. Экскурсию по территории парка провел ведущий научный сотрудник ИГИТИ Борис Евгеньевич Степанов, один из авторов коллективной монографии «Царицыно: аттракцион с историей» (2014).
Старший научный сотрудник ИГИТИ Александра Колесник прочла лекцию «Публичная история как академическая дисциплина и сфера деятельности в европейских странах и России» на международной молодежной научной школе-конференции «Актуальные проблемы исторических исследований: взгляд молодых ученых», организованной 23–25 сентября 2021 г. Институтом истории Сибирского отделения Российской академии наук (Новосибирск).