• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-учебные семинары

НУГ Музей истории университета как место памяти и корпоративной культуры

Руководитель: Е. А. Вишленкова.

Цель проекта – исследовать специфику университетских музеев и создать научную концепцию экспозиции музея «Высшая школа экономики».

Задачи:
  • организация семинаров и практических занятий с экспертами по музейному проектированию и действующими музейными специалистами, с исследователями в области истории университетов, социологии образования, визуальных исследований.
  • анализ научных концепций российских и зарубежных университетских музеев.
  • разработка основных положений научной концепции музея НИУ ВШЭ.
  • разработка основных положений концепции комплектования фондов.
  • проведение апробации концепций в виде презентаций и дискуссий.
Планируется организовать регулярный семинар, нацеленный на обучение студентов теоретическим основам и актуальным практикам музейной работы. Семинар будет проходить раз в три недели и содержат несколько блоков: 1) история и теория музейного дела (возникновение музеев, музейному проектированию, созданию научной концепции экспозиции, музейным профессиям, основные виды музейной деятельности, лекции по хранению, комплектованию, музейному законодательству, популяризации, взаимоотношениям музея и города) – специалисты из Лаборатории музейного проектирования (Школа дизайна ВШЭ), музейщики, социологи; 2) знакомство с музеями науки и университетскими музеями (история университетских музеев в России и других странах; посещение, анализ научных концепций и концепций комплектования); 3) перепрограммированные музеи (как перерабатывается концепция, какие вопросы сегодня ставятся и задаются музею, современные музейные технологии и методики) (Политехнический музей, Государственная Третьяковская галерея, Музей кино, Литературный музей). Параллельно с этим прорабатываются основные вопросы научной концепции музея ВШЭ.



Семинар
НУГ Participatory Culture (культура соучастия): сообщества и практики

Руководитель семинара: Н. В. Самутина.

В сфере исследовательского внимания группы – изучение эвристической ценности и границ применимости понятия participatory culture в исследованиях современной культуры; потенциальное расширение областей использования этого понятия, в том числе за пределы исследований Интернета; выявление специфики устройства participatory culture и характерных для нее культурных проблем в различных локальных контекстах (в первую очередь, на постсоветском пространстве); обсуждение ключевых методологических, методических, этических проблем, возникающих в ходе работы с культурными полями, которые охватываются этим понятием.
 
 
Семинар профессора И. М. Савельевой

Руководитель семинара: д.и.н., орд. проф. И. М. Савельева

Семинар возник как своеобразная «мастерская» для начинающих историков в традиции классических исследовательских семинаров. Первый год он существовал как неформальный кружок аспирантов и магистрантов, участвующих в проектах ИГИТИ им. Полетаева, затем по просьбе руководителя аспирантской школы был включен в учебный план первого курса аспирантуры. Тем не менее, cеминар остается открытым и его продолжают посещать старшие аспиранты Школ истории, культурологии и философии. Семинар посвящен обсуждению новых социальных теорий, изучению их аналитического потенциала в конкретных исторических исследованиях. Работа семинара организована как серия докладов участников. Структура доклада всегда предполагает презентацию той или иной социальной теории или метода и демонстрацию возможностей ее применения к конкретному историческому материалу диссертации. В ходе наших встреч мы пытаемся познакомиться с разными теориями, определить не только их эвристическую эффективность, но и границы применения, слабые места и слепые пятна. Часть занятий проходит в формате ридинг-семинаров, дискуссий, обсуждения рукописей статей участников и участия в научных мероприятиях ИГИТИ.



Интеллектуальная культура романтизма

Руководитель семинара: П. В. Резвых.

Научно-учебный семинар под руководством Петра Резвых, историка философии XIX в., шеллинговеда, объединяет молодых ученых (в том числе, сотрудников ИГИТИ), представляющих различные дисциплины и специальности историко-гуманитарного цикла. Обсуждение строится в форме многостороннего диалога между историками философии и гуманитариями других специальностей. Магистральные направления философии и науки конца XVIII – первой трети XIX вв., определившие интеллектуальный облик «романтической эпохи» в истории западной культуры, рассматриваются, с одной стороны, в специальном историко-философском и историко-научном контексте и, с другой стороны, как источник методологической рефлексии современных гуманитарных наук, имеющих общие исторические истоки. В задачи семинара входит взаимная интеграция исследовательских парадигм и методов тех гуманитарных дисциплин, для которых конец XVIII – первая треть XIX в. оказывается наиболее значимым периодом интеллектуальной предыстории современности, и в частности, переломным этапом их собственного исторического становления. Цель семинара – попытка создания единой картины интеллектуальной культуры романтизма. Занятия семинара разделяются на две серии: 
1) Philosophia Mosaica. На этих семинарах изучаются тексты конца XVIII – начала XIX вв., посвященные вопросам начала человеческой истории, т.н. "естественного состояния", происхождения языка и общества; в настоящее время читается работа И. Канта "Предполагаемое начало человеческой истории" (см. фоторепортаж); 
2) Sapientia gentilis. В настоящее время на этих семинарах читается комментарий Ф. В. Й. Шеллинга к "Тимею" Платона (см. аннотацию семинара и список литературы).



Семинар по исторической эпистемологии

Руководитель семинара: А. А. Плешков.

Историческая эпистемология — молодая дисциплина, возникшая в ХХ веке на основе Французской школы истории и философии науки (Элен Мецже, Пьер Дюгем, Эмиль Мейерсон, Александр Койре, Гастон Башляр) и постпозитивистской философии науки.

Историческая эпистемология разделяет с другими неклассическими эпистемологиями (социальной эпистемологией, натурализованной эпистемологией, прагматической эпистемологией, эволюционной эпистемологией и т.п.) интерес к развитию знания и контексту, в котором это развитие приобретает уникальный характер, а также к тому, какие эпистемологические выводы можно извлечь из этого развития. Своеобразие исторической эпистемологии состоит в том, что она имеет дело с тканью истории, рассматривая историческое время в качестве условия формирования понятий.

В середине ХХ века историческая эпистемология была представлена работами Мишеля Фуко, Жоржа Кангилема, Томаса Куна. Сегодня в традиции исторической эпистемологии работают Ян Хакинг, Арнольд Дэвидсон, Ханс-Йорг Райнбергер, Питер Гэлисон, Лоран Дэстон, Саймон Шэффер, Изабель Стенгерс.






Семинары прошлых лет

Научный семинар проекта "Граффити и стрит-арт в культурном пространстве мегаполиса"

Руководитель семинара: Н. В. Самутина.

В рамках проекта организован научный семинар, который проходит раз в две недели. Семинар посвящен обсуждению всех видов материала, необходимого для проведения исследования: теоретических и обзорных текстов, этнографических данных, ключевых событий в сфере стрит-арта. На данном этапе основная цель семинара – это формирование общей картины объекта исследования, структурирование собранной информации и конструирование концептуального аппарата. На каждом семинаре участники рабочей группы представляют доклады, посвященные той проблеме, которую они разрабатывают в рамках проекта, или одной из трех общих тем: художник, город, методология изучения граффити и стрит-арта.
Кроме того, есть еще две формы проведения семинара. Первая - это встреча с приглашенным экспертом. Вторая – открытое мероприятие, включающее просмотр тематических фильмов и обсуждение интересующей нас проблематики с коллегами, аспирантами и студентами, которые не являются участниками проекта. Информацию об открытых мероприятиях мы распространяем заранее и приглашаем всех, кому интересен наш проект и сфера стрит-арта в целом.
С информацией о каждом из прошедших семинаров вы можете ознакомиться в разделе "Новости", об открытых мероприятиях - в разделе "Анонсы".
 
Человек и публичное пространство в современной Москве: исследование культурных трансформаций (на примере Государственного музея-заповедника Царицыно)
Руководитель семинара: к. культ. Н. В. Самутина. Постоянные преподаватели семинара: к. культ. Б. Е. Степанов, к. соц. н. Р. Н. Абрамов (факультет социологии ГУ-ВШЭ).
Проектный семинар начал свою работу в сентябре 2008 года. Его основная задача - подготовка и реализация одноименного научно-исследовательского проекта по программе научного фонда ГУ-ВШЭ "Учитель-ученики". Проект ставит своей целью комплексное исследование и теоретическое осмысление изменений, произошедших в последние годы в социокультурном пространстве Государственного музея-заповедника Царицыно. Семинар и проект носят междисциплинарный характер и включают в себя работу по трем крупным направлениям: историческому, медийно-визуальному и социально-коммуникативному. Участвующие в проекте и семинаре студенты и аспиранты получают возможность на практике проверить перспективы междисциплинарного расширения привычной для них методологии, научиться работать с новыми типами данных, по-другому ставить проблемы, и т.д. В ходе проекта они овладевают не только навыками самостоятельной исследовательской работы, но и всеми основными навыками работы над проектом в научном коллективе. Основной костяк семинара составляют постоянные участники проекта: студенты и аспиранты факультетов социологии и философии ГУ-ВШЭ. Тем не менее, семинар открыт для всех студентов и аспирантов, которые интересуются сходной проблематикой.



Семинар НУГ по изучению истории постсоветских университетов Центра университетских исследований

Руководитель семинара: Е. А. Вишленкова.
 
Совместный семинар Центра университетских исследований и Научно-учебной группы по изучению истории постсоветских университетов «Университетские истории» ведет свое начало с 2011-го года. На семинарах обсуждаются рукописи научных исследований членов НУГ и проблемные доклады приглашенных специалистов из московских ВУЗов, занимающихся аналогичной или близкой к нам проблематикой. Среди наших гостей были Оксана Николаевна Запорожец, Павел Юрьевич Уваров, Нина Владимировна Брагинская, Владимир Владимирович Файер, Екатерина Бурла, Лариса Дмитриевна Тарадина, Бен Эклоф. Мы обсуждали проблемы российских, немецких, американских университетов в прошлом и настоящем, связанные с особенностями изучения университетской культуры как исследовательской проблематики,  вопросами рейтингования, организации учебного процесса и многими другими. В мае и июне 2014 года были проведены выездные семинары в Санкт-Петербург и Казань. В Санкт-Петербурге участники НУГ выступили на круглом столе «Возможности устной истории при изучении университетов» на историческом факультете Санкт-Петербургского государственного университета, а также представили сообщения под общей тематикой «Университетские исследования в ИГИТИ» в Петербургском филиале НИУ ВШЭ. В Казани прошел совместный семинар «Университетские истории: память и нарративы», в котором участвовали не только сотрудники НУГ, но и коллеги, представляющие Институт международных отношений, истории и востоковедения Казанского (Приволжского) Федерального университета. Семинар «Университетские истории» проводится в ИГИТИ раз в три недели. Ознакомиться с календарем и расписанием семинаров можно на сайте НУГ в разделе «Наши планы», с репортажами и фотографиями уже прошедших семинаров – в разделе «Новости». Семинар «Университетские истории» является открытым, о всех предстоящих встречах можно узнать из раздела «Анонсы» сайта НУГ.



Теоретический семинар «Vigiliae sophisticae»

Руководители семинара: Е. Г. Драгалина-ЧернаяЮ. В. Иванова.




Семинар НУГ Науки о человеке как социально-политические проекты

Руководитель семинара: А. Н. Дмитриев

Проект посвящен социально-политическому измерению трансформаций гуманитарных и общественных наук (XIX – начало ХХ века) в Российской империи на фоне европейского и североамериканского контекста. Попытки представить ту или иную науку в качестве магистрального пути для  продвижения к правильной общественной жизни  были на рубеже XIX – ХХ веков и в первые десятилетия ХХ века довольно распространены. Главные мировоззренческие направления – консервативные, либеральные и социалистические доктрины находили воплощения в тех или иных концепциях и различных ценностных основаниях общественных или гуманитарных наук. Связь науки с социальными условиями осуществлялась не только односторонне -- в виде неизбежного воздействия общества на научное познание. Для полноценной реконструкции социально-гуманитарного знания изучаемого периода  необходимо анализировать не только взаимодействие и перекличку идей, но общественный и культурный контекст и резонанс многих научных гипотез и понятий. Это во многом сделано в современной историографии наук о человеке в Европе (на примере изучения классиков социальной мысли, вроде Дюркгейма и Вебера) – и еще предстоит сделать применительно к России. И это относится не только к взаимоотношениям разных наук о человеке (от антропологии к криминологии, социологии и науки об общественном поведении), но также и применительно к традиционным гуманитарным дисциплинам.  В рамках работы НУГа отдельные кейсы будут проанализированы в системе взаимоотношений научного знания, его университетской институциализации и политических доктрин и симпатий носителей этого знания.