12 декабря 2016 года Ольга Алиева, доцент школы философии и специалист по греческой патристике, выступила на регулярном семинаре «Символическое Средневековье» Лаборатории медиевестических исследований с докладом «Пайдейя как "малые мистерии": Василий Кесарийский о греческой литературе». Сотрудники ИГИТИ подготовили видеорепортаж с семинара коллег.
Наука
18 февраля 2017 года участники регулярного семинара Центра истории идей и социологии знания ИГИТИ приступили к разговору о Кембриджской школе истории понятий и обсудили статью профессора Лондонского университета Квентина Скиннера “Meaning and Understanding in the History of Ideas” (1969).
Ведущий научный сотрудник ИГИТИ Александр Дмитриев и магистрант программы «Историческое знание» Алексей Лохматов приняли участие в круглом столе «Зоны тождества» и их перепланировка: гуманитарии и авторитаризм в ХХ веке», который состоялся в Санкт-Петербургской школе социальных и гуманитарных наук (Петербургский кампус НИУ ВШЭ).
Рабочий семинар Научно-учебной группы 8 февраля был посвящен двум персональным исследовательским проектам членов НУГ, и, соответственно, двум ярким феноменам популярной культуры и культуры соучастия. Мария Крашенинникова представила план исследования, посвященного американским комиксам о супергероях и их российским аналогам. Елена Вивич рассказала о практике фандаба и русскоязычных фандаб-сообществах. Смотрите репортаж о семинаре.
История косплея – воссоздания образов персонажей популярной культуры – восходит к первым конвентам для любителей научной фантастики, проходившим в Америке с 60-х годов XX века. Однако само понятие, образованное от слов «costume» и «play», появляется только в 80-е, когда перед японским геймдизайнером Такахаси Нобуюки встает задача описания американской поп-культуры и связанных с ней практик. Таким образом, косплей оказывается связан и с западной, и с восточной традицией, а в каждой новой культуре обретает новую локальную специфику, связанную с социальными и культурными контекстами. Особенностям русского косплея был посвящен доклад Александры Рябининой на научном семинаре группы, прошедшем 1 февраля. Смотрите краткий репортаж.
6 февраля состоялось награждение победителей и лауреатов конкурса Научно-исследовательских работ студентов-2016. Работа стажера-исследователя ИГИТИ Елены Вивич «Кроссворды и сканворды как культурный феномен», выполненная под руководством ведущего научного сотрудника ИГИТИ Бориса Евгеньевича Степанова, стала лучшей в номинации «Лучшая научно-исследовательская работа по культурологии для студентов бакалавриата». Поздравляем Лену и Бориса Евгеньевича с победой!
Участники ридинг-семинара Центра истории идей и социологии знания ИГИТИ обсудили книгу Артура Лавджоя «Великая цепь бытия: История идеи» (Arthur O. Lovejoy. The Great Chain of Being: A Study of The History of An Idea Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1936; М.: Дом интеллектуальной книги, 2001). Особое внимание было уделено соотношению истории идей и истории философии; методу, предмету и целям истории идей.
Младшему научному сотруднику ИГИТИ Алексею Плешкову присвоена учёная степень кандидата философских наук по специальности «История философии». На защите 21 июня 2016 года он представил диссертационное исследование на тему «Становление темпоральных понятий античной философии (архаический и классический периоды)». Работа выполнена под руководством профессора Алексея Михайловича Руткевича. Поздравляем Алексея Александровича с присвоением заслуженной степени и желаем, чтобы это стало продолжением большого научного пути!
Статья главного научного сотрудника ИГИТИ Галина Тиханова “The Post-Romantic Syndrome: Reflections on Work, Wealth, and Trade from Adam Müller to Ernst Jünger” опубликована в журнале “Primerjalna Knjizevnost” (2016. Vol. 39. № 3. P. 43–58).
30 января 2017 года ведущий научный сотрудник ИГИТИ Олеся Игоревна Кирчик выступила на семинаре Центра исследований России, Кавказа и Центральной Европы (CERCEC) в Высшей школе социальных наук Парижа (EHESS) с докладом на тему “Faire de l’histoire des sciences sociales en URSS à partir d’une seule biographie: enjeux de contextualisation et limites”.