Наука
В журнале «Общественные науки и современность» (2015, № 1) опубликована работа директора ИГИТИ Ирины Максимовны Савельевой «Таланты и посредники: граница между академической и публичной наукой». В данной статье внимание сосредоточено на анализе условий бытования историков, социологов, философов в чьим основным местом работы остается университет (Академия), и их присутствие в медиа-среде. Отличие современной публичной науки от прошлого опыта лежит в существующей сегодня области взаимодействия в рамках триады: ученый – университет – медиа.
Начала работу научно-учебная группа «Науки о человеке как социально-политические проекты (XIX – первая половина ХХ века)». Проект посвящен социально-политическому измерению трансформаций гуманитарных и общественных наук (XIX – начало ХХ века) в Российской империи на фоне европейского и североамериканского контекста. Попытки представить ту или иную науку в качестве магистрального пути для продвижения к правильной общественной жизни были на рубеже XIX – ХХ веков и в первые десятилетия ХХ века довольно распространены. Главные мировоззренческие направления – консервативные, либеральные и социалистические доктрины находили воплощения в тех или иных концепциях и различных ценностных основаниях общественных или гуманитарных наук. Связь науки с социальными условиями осуществлялась не только односторонне – в виде неизбежного воздействия общества на научное познание.
В журнале польской Академии наук «Rozprawy z Dziejów Oświaty» (2014. Vol. LI.) опубликована совместная статья директора ИГИТИ Ирины Максимовны Савельевой и стажера-исследователя Зарины Гатиной «Academic Historians in Russian Media: a Selfie-Session» (с. 11–32). Работа основана на интервью и посвящена изучению неакадемических форм исторического знания.
В журнале польской Академии наук «Rozprawy z Dziejów Oświaty» (2014. Vol. LI.) опубликована работа старшего научного сотрудника ИГИТИ Киры Ильиной «The Time of ‘Bubbles’, or on the Phenomenon of Academic Attestation in post-Soviet Russia» (с. 33–50). Исследование посвящено «мыльным пузырям» постсоветской диссертационной системы.
Центр университетских исследований ИГИТИ подготовил и выпустил тематический выпуск журнала History of Education and Children's Literature (2014, Vol. IX, N1), посвященный изучению университетских традиций и становлению университетских исследований в разных странах. В подготовке выпуска приняли участие Павел Уваров, Елена Вишленкова, Александр Дмитриев, Олег Морозов, Александр Русанов, Roberto Sani, Peter Dhondt, Nansy Vansieleghem, Luigiaureloi Pomante.
В рамках семинара НУГ «Школа рецензирования» Андрей Лихацкий выступил с докладом «Типы рецензий в российских исторических журналах конца XIX – начала XX века», в котором рассмотрел основные типы рецензий в научных и историко-литературных изданиях конца XIX – начала XX века. Предлагаем Вашему вниманию видеорепортаж.